Дизайн пола во Дворце усадьбы Царицыно

Дизайн пола во Дворце усадьбы Царицыно

Возрожденная классика

Итак, в сентябре 2007 г. реставрационные работы по восстановлению усадьбы Царицыно были завершены. Поскольку в законченном виде Большого дворца никогда не существовало, стоит помнить, что ни о каких исторических параллелях художественной особенности внутренней отделки речи быть не может. Так сложилось, что внутренняя отделка не существовала ни в баженовском варианте, ни в варианте Казакова. Не сохранилось никаких проработок, никаких чертежей. Весь интерьер Большого Дворца - это новодел, созданный согласно стилю и настроению екатерининской эпохи. Некое прочтение классики современниками.

Архитектурное бюро, работавшее над проектом, пыталось воспроизвести в понятных ему элементах эпоху Екатерины, которая, с одной стороны, была эклектичная, а с другой питалась европейской модой с господствовавшим в то время готическо-мавританским стилем, или так называемая псевдоготика. Образцы данной архитектуры имеются в большом количестве в Испании.

Залы и анфилада

Работы по реставрации Дворца велись мастерской № 10 "Моспроекта-2" под руководством главного архитектора Посохина М. М., подрядчиком по разработке дизайна и укладке полов в Большом дворце выступал "Ковчег Паркет". Подробно о работе нам рассказали специалисты компании "Ковчег Паркет" Михаил Сорочкин, руководитель проекта Владимир Филиппов и художник Владимир Голубев.

В отличие от Хлебного Дома, работа над проектом по дизайну пола в Большом Дворце была серьезной. Как и при Екатерине, проект многократно переделывался, часто в ходе работы возникали споры. "В Большом Дворце было решено на пол уложить художественный паркет", - рассказывает Михаил Сорочкин. Работа, как признаются мастера, была не из легких. Было предложено достаточно большое количество вариантов, но и здесь художников преследовал некий злой рок. "Много достойных и интересных вариантов не было утверждено, а поиски "золотой середины" все продолжались и продолжались", - рассказывает Владимир Голубев. Наконец-то архитекторы "Моспроекта-2" и дизайнеры "Ковчег Паркета" пришли к общему знаменателю, был найден приемлемый вариант.

Художественный паркет лежит в трех больших помещениях Дворца. Это Большой зал, Малый зал и анфилада. Большой зал называется также Екатерининский зал, так как там находится большой бюст Екатерины II, весом около тонны, работы скульптора Александра Опекушина. Отделка зала была уже готова, а работы над полами все не начинались, работа зависела от установки бюста.

"Малый зал - зал воинской славы, посвященный Потемкину и Румянцеву. При разработке рисунка для паркета, необходимо было учитывать назначение каждого зала", - рассказывает Владимир Голубев. - "В Большом зале требовался сложный витиеватый рисунок, подчеркивающий роскошь и размах, в Малом зале, наоборот, рисунок должен быть более строгий и лаконичный, большей частью геометрический".

Несмотря на то, что отделка в залах - это некая стилизация под XVIII в., художники максимально пытались приблизить свои дизайнерские разработки к настроению екатерининской эпохи. Было изучено большое количество исторического материала, проводился сравнительный анализ различных художественных элементов, розеток, фризов, бордюров, вензелей и, исходя из этого, родилась гармоничная композиция, максимально приближенная по настроению к веку Екатерины Великой.

Дизайн пола во Дворце усадьбы Царицыно

Анфилада также выложена художественным паркетом. В хорошую погоду через нее можно выйти из Дворца прямо в парк. "Сроки по укладки полов и разработке проекта были поставлены очень сжатые. И только благодаря современным технологиям, работы по укладке паркета были произведены достаточно быстро. Паркет укладывался готовыми модулями, которые собирались на заводе, принадлежащем нашей компании. Сложный рисунок оцифровывался, далее станками с программным управлением вырезались детали, из которых затем собирались модули", - рассказывает Владимир Филиппов.

Всего художественный паркет уложили на более чем 2000 м2: Большой зал - 286 м2 плюс 47 м2 балкон большого зала; Малый зал - 307 м2; анфилада - 119 м2; вспомогательные площади (преимущественно второй этаж) около 1101 м2. Для паркета применялась в основном древесина, произрастающая в нашей полосе. Это дуб селект, дуб натуральный, береза карельская, орех натуральный, орех селект, груша селект, клен, термо-ясень, ясень, верге, мербау средний. Все это широко используемая в производстве художественного паркета палитра. Благодаря современным методам тонирования, цветовая и тональная гамма достаточно широка.

Варианты

В процессе работы менялась конфигурация помещения, соответственно менялся проект, было предложено много различных вариантов. Например, первый вариант был с элементами барокко, характерными для конца XVIII в., следующий вариант по сложности рисунка был приближен к рококо. Поиски рисунков полов создавались в разных стилях в попытке отразить эпоху. Также необходимо было помнить о единстве пола и потолка. При разработке дизайна учитывался размер и форма люстры.

"Технически укладка паркета требовала классический подход. Паркет укладывался не на бетонную плиту, а на деревянный черный пол по лагам. Это достаточно трудоемкая работа", - подчеркивает Михаил Сорочкин.

"Цветовая гамма малого зала более темная и строгая, Большого - более светлая и нарядная. Получилось некое смешение классицизма и ампира. Конечно, никуда не деться от современных тенденций, современная стилистика, бесспорно, присутствует в рисунках", - уточняет Владимир Голубев. "Не смотря на то, что это был трудный проект, это был интересный проект. Мы рады, что нам довелось над ним работать. В целом, мы довольны работой", - соглашаются Владимир Филиппов и Владимир Голубев.

Елена Спиридонова