Линолеум: перспективы российского рынка

Линолеум: перспективы российского рынка

Коммерческий линолеум

Название "коммерческий" - условно: стелить такой линолеум можно и в частных домах, но этот вид материала, в связи с его высокой стоимостью, не пользуется спросом у рядовых домовладельцев. Главное отличие коммерческого линолеума от остальных видов в том, что он имеет толстый защитный слой - 0,7 мм и обладает повышенной износостойкостью.
К сожалению, коммерческие напольные покрытия отечественного производства не отличаются высоким качеством и разнообразием дизайна. Это заставляет потребителя выбирать продукцию западных фирм, таких как Forbo, Grabo, Domo, Tarkett, Polyflor, Armstrong

Проблема заключается в том, что в нашей стране качественная полимерная мембрана - основа любого линолеума - просто не производится, а прочие составляющие материала - очень низкого качества. Если же сырье закупать за границей, а выпускать покрытия в России, то цены поднимутся до уровня импортной продукции. Именно поэтому качественный линолеум может выпускать только западное или совместное предприятие, - например, отечественный "Синтеросс", который занимает 54 % всего рынка линолеума России, или Forbo - его доля - 60 % рынка во всем мире. Мелкие же предприятия с такими технологиями и объемами не справляются.

В итоге, не так важно, чьи деньги были вложены в производство, главное - наличие технологий и опыта, постоянство качества и оригинальность дизайна. Кроме того, определяющим фактором сегодня становится грамотная система продвижения товара. Формула проста: продавцам должно быть выгодно реализовывать приобретенную у завода продукцию, а чем ниже цена, тем сложнее на ней заработать. Отечественные же предприятия, наладив сбыт сравнительно дешевого линолеума, кажется, и не стремятся поднимать престиж, продвигать свою марку… Поэтому говорить об импортозамещении в сегменте дорогого высококачественного линолеума пока рано, хотя такая потребность и возникает.

Выбор московских строителей

производители линолеума в России

Крупных и перспективных производителей линолеума в России не так много: Отрадненский завод по производству линолеума - ЗАО "Таркетт", ОАО "Мосстройпластмасс", ООО "Комитекс Полилан", ОАО "Стройполимер", ООО "Линолеум", ООО "Полилайн", ОАО "Буммаш", ОАО "Химволокно", ОАО "Ливныпластик". Особое доверие вызывает продукция ЗАО "Таркетт", ОАО "Мосстройпластмасс" и ООО "Линолеум". На этих предприятиях установлено современное оборудование немецких фирм Herbert Olbrich и Ramish Kleinewefers, организована развитая региональная сеть и они имеют возможность предложить заказчику дополнительные услуги. Несмотря на такую схожесть, их ценовая политика и ассортиментный перечень существенно разнятся. Объемы производства ЗАО "Таркетт" значительно больше и продукция дороже, частично за счет того, что достаточно часто происходит полное обновление предлагаемых коллекций. Продукция же ОАО "Мосстройпластмасс" более доступна и, возможно, выгодна по соотношению цена-качество, но дизайнерских, да и технологических экспериментов - минимум: все просчитано и поставлено на поток.

Московские строители, в соответствии с ГОСТом, приобретают толстый бытовой линолеум. Ассортимент фирм-производителей формируется под заказ, когда уже известен план на следующий год. Выбор рисунка напольного покрытия осуществляется исходя из уже существующих образцов, пользующихся на рынке особой популярностью, и модных новинок западных фирм. Следует отметить: несмотря на то, что оригинальные рисунки регулярно "выбрасываются", предлагаются потенциальным заказчикам, спрос остается высоким лишь на классические расцветки - древесина, камень и "стандартно-фантазийные", - в этом смысле российский рынок все еще консервативен.

Да, линолеум обладает высокой износостойкостью, поэтому должен быть разработан такой дизайн, который оставался бы актуальным в течение долгого времени. Но это отнюдь не означает, что надо остановиться на нескольких коллекциях и не экспериментировать. Валы, позволяющие выпускать новые дизайны, предприятиями закупаются, но лишь 3-4 в полгода, т. к. в большем пока необходимости нет. Неудивительно, что и эксклюзивные заказы практически не поступают, хотя такая форма сотрудничества предприятиями предусмотрена.

Специалисты отмечают, что доля потребления московского стройкомплекса за последний год резко упала. Жилье сдается без отделки, поэтому в ближайшее время в Москве никакого развития не предвидится, перспективно лишь расширение за счет регионов. Потенциальными заказчиками линолеума по-прежнему остаются предприятия муниципального строительства, и на сегодняшний день, возможно, в большей степени - коммерческие структуры. В связи с этим есть надежда, и, главное, смысл наладить выпуск качественных коммерческих, а со временем - и специальных напольных покрытий в нашей стране.

Специальные покрытия

Специальные покрытия

Если с универсальными коммерческими покрытиями в России сложно, то производство специальных покрытий пока и вовсе не налажено. Лишь одна компания, которая является частью известного международного концерна, выпускает подобную продукцию на территории России. В представленных коллекциях мы найдем специально разработанные покрытия для лестниц (готовые к укладке); покрытия для полов и стен во влажных помещениях (водонепроницаемые); покрытия, предотвращающие скольжение; вспененные виниловые покрытия (для помещений с повышенными требованиями к звукоизоляции), а также напольные покрытия, обладающие электропроводностью (для использования в кинотеатрах, на предприятиях химического производства и т. п.).

Конкурентов по производству специальных покрытий на российском рынке у этой компании практически нет. Основная часть отечественных предприятий мотивирует свое бездействие так: "Рецептура и все специальные добавки известны, и теоретически все осуществимо, но спрос на специальные покрытия ограничен, а производительность высокая - значит, заведомо крупная партия остается на складе и предприятие несет убытки…". То есть чисто технически это сделать было бы несложно (хотя дефицит профессиональных технологов все же имеет место быть), но существует вполне определенный риск - как наладить сбыт такой недешевой продукции? Ведь в основной массе наши общественные учреждения (сады, школы, больницы) довольствуются тем, что приобретают "экологически безопасный", "сертифицированный" материал, но ни о каких "специальных" покрытиях речь не идет (за исключением, скажем, операционных, - в этом случае приобретаются напольные покрытия западных производителей). Тем более, что зачастую, заказывая материал, наши госучреждения вынуждены рассматривать лишь экономварианты.

Конечно, линолеум изначально обладает рядом свойств и преимуществ, которые предполагают его использование именно в общественных помещениях: гигиеничный, легко чистится; светостойкий; трудно воспламеняемый; антистатичный; сравнительно нескользкий; устойчивый к истиранию и действию масел, жиров и смол. Руководствуясь этим, линолеум предпочитают другим материалам и укладывают его в офисах и магазинах, в лечебных учреждениях и детских садах, на складах и в цехах. Но ведь возможно усовершенствовать материал, "подчеркнув" в нем то или иное "специальное" свойство. Правда, на сегодняшний день большинству отечественных предприятий такая идея не кажется заманчивой, - они просто не видят в этом выгоды и крайне редко вкладывают деньги в новые разработки.

Например, антистатические покрытия составляют 5-7 % от всех ПВХ-покрытий, и строить из-за этого завод - экономически невыгодно. Правда, иногда на линолеуме российского производства и пишут "антистатический", но по техническим характеристикам отнести к таковым его никак нельзя, т. к. в России нет ГОСТов регулирующих подобные вещи. Отсутствие нормативной базы - один из минусов в организации производства специализированных напольных покрытий в нашей стране.

Та же ситуация складывается и с антискользящими покрытиями: нет нормативных актов - нет покрытий. А вот в Англии рынок антискользящих покрытий - самый большой в Европе. Все просто - в этой стране есть законы, которые обязывают застройщика на путях эвакуации укладывать именно такой безопасный материал.

Что касается акустических покрытий, то их большой минус - "неправильный" европейский пожарный сертификат. Если в Европе с нормативами все в порядке, и эти нормы вполне устраивают проверяющие государственные структуры, то в России требования по пожаробезопасности более жесткие, и во многих местах подобные покрытия запрещено использовать! Вообще, за рубежом не акцентируют внимание на "акустических" свойствах этого материала, там ценится его особая мягкость и комфорт, поэтому данный вид линолеума часто используют в домах престарелых, больницах и т. п. Российские же общественные учреждения еще не готовы обеспечивать столь высокий и дорогой уровень комфорта. К нашему большому сожалению.

Соответственно, и производители бездействуют. Лишь в отдельных случаях такую апатию можно списать на сложность технологического процесса. Основными же причинами, по которым отечественные предприятие отказываются от выпуска спецпокрытий, являются узкий рынок и отсутствие нормативной базы.

Секрет успеха

линолеум

Обладая прекрасными потребительскими качествами, линолеум уже более 100 лет используется в качестве напольного покрытия в различных помещениях, подчеркивая мягкость архитектурного объема и привнося приятную теплоту. Мода на материалы меняется, но потребность в качестве и практичности остается. Понимая это и конкурируя между собой, крупные фирмы-производители стремятся организовать максимально комфортные условия оперативного сотрудничества с клиентом. Это становится возможным, если грамотно оформить систему управления заказами; обеспечить получение продукции заказчиком (удобное расположение складов, наличие автомобильных и железнодорожных подъездных путей); наладить доставку продукции в любой регион России и за ее пределы; найти индивидуальный подход к каждому клиенту; предоставлять дополнительные услуги, например, при оформлении экспортных операций - консультирование по вопросам таможенного оформления, подготовка необходимых документов. Но это еще далеко не все!

Динамика развития рынка, по большому счету, зависит от общей картины нашей сегодняшней экономики. В России стабильно растут доходы населения, возникает потребность в товарах лучшего качества, словом, продолжается экономический рост. Структура рынка постепенно меняется и, возможно, вскоре мы увидим реальное увеличение высококачественных отечественных марок. Фактически, обладая новейшим оборудованием, крупные российские предприятия, которые мы указывали выше, уже сегодня могут предложить конкурентоспособную продукцию, но пока быстрого переоснащения производственных мощностей в интересах спроса не наблюдается.

Параллельно существует еще одна проблема - большинство наших предприятий проводят неверную дистрибьюторскую политику. Самим производителям выгодно продавать линолеум крупными партиями, - следовательно, они заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали строительные и посреднические фирмы. Но посредники направляют свои усилия не на продвижение какой-либо заводской товарной марки, а на рекламу собственной торговой организации, отсюда и отсутствие сильных, узнаваемых потребительских брендов среди российских производителей.

А теперь ответим на поставленный в начале статьи вопрос. У крупных отечественных предприятий, на которых установлено новейшее оборудование, есть реальная перспектива развития. Однако сегодня ситуация складывается таким образом, что свой выбор они делают не в интересах спроса, а исходя из собственной коммерческой выгоды. То есть, в основном, выпускаются такие напольные покрытия, которые легче сбыть - достаточно дешевые и далеко не всегда качественные. Ни о каком импортозамещении пока и речи быть не может. Учитывая активное развитие рынка контрактных покрытий, более экономически свободные предприятия стремятся уйти от этой схемы. Залог успешного развития их бизнеса - грамотное продвижение товара и новые разработки , а также, что принципиально важно, - умение эти разработки своевременно внедрять в русло нашего "консервативного" рынка.

Наталья Солопова

статьи
видео
инструкции