Логистика и напольные покрытия

Логистика и напольные покрытия

Логистика - инструмент синхронизации всех процессов компании: производства, складирования, доставки, сбыта и так далее. Кроме того, логистика призвана экономить ресурсы как материальные, так и человеческие.

Логистика компании - это процессы управления запасами, клиентским сервисом, грузопереработкой, хранением, транспортировкой, доставкой, распределением товаров, учетом издержек, анализом и отчетностью.

Логистика существует как бы в нескольких измерениях, эта наука одновременно гуманитарная и математическая. Поэтому высококвалифицированные специалисты в одном лице являются управленцами и экономистами, снабженцами и аналитиками, маркетолагами и технологами.

Помимо функциональных областей логистики, таких как снабжение, производство, сбыт, склад и транспорт, он должен хорошо владеть механизмами организации потоковых процессов, современными логистическими технологиями управления предприятием.

В учебных программах по логистике заявляются следующие темы: технология современных складов, складское оборудование, таможня и ВЭД , экономический анализ, анализ эффективности транспортного процесса, мультимодальные перевозки грузов, правовое регулирование внутренних и международных перевозок и многое, многое другое.

В России как научно-практическое направление логистика стала активно развиваться в период становления рыночных отношений. Особенно возрос интерес к логистике за последние годы. Это обусловлено определенной динамикой развития экономики, потребностями отечественного бизнеса, необходимостью новых схем грузовых перевозок.

Российские компании остро нуждаются в профессиональных логистах, а таких, к сожалению, пока немного. Ведь отечественные вузы относительно недавно начали подготовку логистов-профессионалов.

Виды логистики

В настоящее время выделяют множество видов логистики, и в большинстве своем они взаимно пересекаются. Среди основных обычно называют следующие виды: транспортная логистика, складская логистика (логистика складирования), закупочная логистика, логистика распределения (распределительная или сбытовая логистика) , управление запасами, логистика финансовых потоков. Кроме того, логистика может быть коммерческой, информационной, мркетинговой, производственной, международной и т.д.

Если в работе учитывается совокупность всех этих видов, можно смело говорить о логистическом подходе к управлению предприятием. Такой подход обеспечивает наиболее точный анализ и оценку производственных и складских процессов, совершенствует организацию взаимосвязанных материальных и информационных потоков.

Задачи логистики в секторе напольных покрытий

Ввиду высокосегментированного характера логистики перечислить все ее цели и задачи в рамках данной статьи не представляется возможным. Назовем лишь некоторые из них и рассмотрим подробнее, какие логистические задачи приходится решать специалистам сектора напольных покрытий.

Транспортная логистика

Управление и организация транспортно-логистической системы компании; обеспечение грузоперевозки товара; оптимизация затрат на грузоперевозку; поиск и выбор экспедиторов, компаний-перевозчиков; прохождение таможни; разработка оптимальных схем доставки грузов и объединение грузов в процессе доставки; организация хранения на складах; согласование различных вопросов с грузоотправителем и грузополучателем, а также планирование, прогнозирование и оптимизация транспортных расходов и др.

Закупочная логистика

Логистическое планирование и управление закупками, выбор поставщика, организация закупок, размещение заказов, расчет текущих запасов, оценка запасов, учет и контроль величины запасов, корректировка размера заказываемой партии товара, определение частоты заказа и размера заказа.

Складская логистика

Разработка технологической концепции склада, организация технологического процесса на складе, складское оборудование и средства автоматической идентификации, прогноз развития бизнеса и его влияние на процесс проектирования/реконструкции склада.

Управление запасами

Учет и разделение запасов по функциональному назначению и по времени их создания, формирование складских запасов, расчет текущих запасов. Анализ затрат при управлении запасами. Анализ эффективности системы управления запасами, инвентаризация.

Таким образом можно расписать задачи по всем видам логистики, но обратимся, наконец, к мнению экспертов, которые подходят к постановке задач для отдела логистики комплексно, и в числе основных задач приводят следующие:

1) широкий ассортимент товара всех типов на одном складе;
2) прогнозирование спроса для создания оптимальной структуры запасов;
3) максимально короткие сроки доставки до склада клиента;
4) малый процент брака при транспортировке, погрузке и выгрузке;
5) гибкая схема доставки из Европы (консолидированная загрузка с нескольких складов);
6) таможенная очистка;
7) минимизация затрат на закупку, складирование, доставку и таможенную очистку.

Итак, если транспортная организация, осуществляющая снабжение фирмы напольным покрытием, транспортирует его без соблюдений соответствующих правил перевозки груза, то возможно нарушение/повреждение упаковки. Это может привести к ухудшению качества самого напольного покрытия, и компания, в чей адрес поставляется данный товар, будет нести издержки по браку. Такое напольное покрытие не будет пользоваться спросом, - клиент лучше купит более надежный и качественный товар в другой компании. Таким образом, по причине несоблюдения правил перевозки груза, конкурентоспособность данного покрытия упала, и не о каких конкурентных преимуществах в этом случае говорить не приходится.

Стремление максимально снизить торгово-производственные издержки и товарные потери приводит к достижению запланированного бизнес-результата. Однако для того чтобы добиться повышения эффективности деятельности компании, важен каждый шаг, каждое решение как долгосрочных, так и короткосрочных задач.

Правильное построение цепей поставок и управление ими

Логистические концепции компаний индивидуальны, но базируются на одних и тех же принципах. Если говорить о построении цепей поставок, важную роль играют такие факторы, как выбор поставщика/дистрибьютора, оптимизация транспортных издержек, грамотное управление складскими технологиями.

Так, для компании Tarkett ключевыми факторами в выборе цепей поставок являются сроки и качество доставки грузов. Организация целей поставок для компании "Паркет Холл" - это выстраивание интегрированной системы управления информационными и материальными потоками, идущими от поставщиков до распределительного центра и далее до полок магазинов, складов филиалов, дилеров и наших клиентов.

Логистика и напольные покрытия

Поставщики - производители напольных покрытий, паркетной химии, шлифовальной техники, аксессуаров разбросаны по всему миру. Срок исполнения заказа составляет от двух недель до четырех месяцев. Длительный срок изготовления и поставки продукции снижает скорость реагирования на любые изменения потребностей клиентов. Это объективный внешний фактор, на который не возможно влиять, но можно попытаться минимизировать риски. Вот только часть мероприятий, которые можно использовать:

1) разработать модель стратегического планирования, которая поможет снять неопределенность, заранее разработать комплекс мероприятий, упреждающих и компенсирующих риски;
2) разработать, описать и внедрить бизнес-процесс позиционного трехмесячного оперативного планирования продаж в разрезе ЦФО и расчета объемов закупок с возможностью ежемесячной корректировки;
3) разработать математическую модель прогнозирования спроса;
4) для товаров разных приоритетов и категорий разработать отличные друг от друга модели управления запасами;
5) создать собственную модель расчета страховых запасов;
6) усилиями отдела поставок вести постоянную работу по диверсификации закупок товаров, поиску новых поставщиков. Чем шире взаимодействие с производителями, тем меньше зависимость от ненадежности отдельных поставщиков.

Системы управления складом, логистические концепции

Грамотно выстроенная система управления складом и оригинальные логистические концепции ведут к повышению эффективности управления снабжением, производством, сбытом, а также соответствующими финансовыми и информационными потоками.

От функциональности склада и качества логистических решений напрямую зависит качество продукции. Завод Forbo Project-Vinyl (Гетеборг, Швеция), производящий коммерческие ПВХ-коллекции Step и Smaragd, проводит политику сокращения складских остатков, одновременно сокращая и срок производства продукции. Таким образом, абсолютно любой товар доступен к погрузке уже через 5-7 дней после размещения заказа.

Например, крупнейший завод Forbo производит Marmoleum. Представьте, что в коллекции Marmoleum насчитывается 117 цветов, несколько толщин, - и все цвета, все варианты, как правило, доступны на складе. Самый большой склад расположен при заводе Forbo-Linoleum в Кроммени, Нидерланды. При необходимости заказ "собирается" на нескольких заводах и переходит в контейнер клиента уже в полной комплектации в одном месте.

Нововведением российского представительства компании Forbo является оригинальная схема поддержки клиентов. Информация с завода поступает в отдел поддержки и через отдел поддержки непосредственно клиенту. Отдел поддержки дублирует информацию, является посредником между поставщиком и клиентом. Таким образом, информация адаптируется, делая взаимодействие покупателя и продавца более эффективным.

Ассистент по продажам координирует все действия клиента, контролирует ход заказа, осуществляет информационную поддержку. О любом продукте клиент может получить информацию в течение 30 минут. Российский отдел поддержки клиентов позволяет быстро решать все текущие вопросы поставки.

На сегодняшний день существует множество логистических концепций, успешно применяемых крупными и известными компаниями и корпорациями по всему миру. Оригинальные логистические концепции дали этим предприятиям значительные конкурентные преимущества и позволили им стать ведущими в своей отрасли.

Специфика работы складской системы с различными видами продукции

У каждой группы напольных покрытий своя особенность складской логистики. Наибольшее внимание необходимо уделять натуральным покрытиям. Как правило, все натуральные материалы имеют долгий и сложный производственный цикл, и они более требовательны к условиям хранения. Например, Marmoleum и паркетную доску категорически запрещено хранить на полу. Храниться товар должен в заводской упаковке, с соблюдением определенного температурного и влажностного режимов.

Информационные технологии

Управление всей логистической схемой - материальными и финансовыми потоками - осуществляется с помощью централизованной информационной системы. Программные решения, которые используют современные компании (SAP R/3, RF, FIFO), значительно упрощают построение успешных логистических схем.

Например, централизованная система управления SIP была разработана специально для компании Forbo. Программа постепенно интегрировалась с 2004 года. Вначале были некоторые трудности, так как заводы не одновременно включались в программу, но когда взаимодействие было отлажено, работать стало гораздо проще и удобнее.

С переходом на более качественный уровень процессов управления запасами, увеличением объемов и сложности структуры информации, используемые на тот момент средства автоматизации не позволяли обрабатывать все возрастающие массивы данных. В связи с этим назрела необходимость перехода на OLAP-технологии обработки и хранения информации.

Поведем итоги

В России как научно-практическое направление логистика стала активно развиваться в период становления рыночных отношений. Особенно повысился интерес к логистике за последние годы. Это обусловлено определенной динамикой развития экономики, потребностями отечественного бизнеса, необходимостью новых схем грузовых перевозок. Российские компании остро нуждаются в профессиональных логистах, а таких, к сожалению, пока немного. Ведь отечественные вузы относительно недавно начали подготовку логистов-профессионалов. Организация логистики в России имеет свою специфику, и далеко не все специалисты готовы об этом говорить.

Главной особенностью является необходимость постоянного контроля всей логистической цепочки и каждого звена в отдельности. Состояние рынка в сфере логистики пока не стабилизировалось. Имеется возможность расширения спектра услуг, предоставляемых логистическими компаниями, но это в большой степени обусловлено потребностями самого рынка. Прогнозирование, расчет, анализ и уникальные решения - все это основа современной логистики. С развитием российского рынка можно надеяться на более серьезный подход к логистике со стороны отечественных предпринимателей. Ведь именно эффективное управление логистическими цепочками позволяет компании оставаться конкурентоспособной на современном мировом рынке.