Паркетные полы: перспективы и реалии

Паркетные полы: перспективы и реалии

Интервью с Александром Гвоздиком, генеральным директором компании "Адамант"

Как Вы оцениваете общее состояние российского рынка паркетной доски и ламината?

А. Г.: На сегодняшний день прирост наблюдается, в основном, по массивной половой доске и ламинату. Если говорить о паркетной доске, то здесь мы видим, что интерес потребителя переходит от дешевых коллекций к более дорогим эксклюзивным позициям, цветам, породам деревьев. Высок интерес к дизайн-проектам.

В целом, можно отметить серьезный рост продаж. Конечно, следует обратить внимание на те моменты, которые сильно мешают развитию рынка, например за год в России открывается около 20 фирм, связанных с паркетом, а уже через год они закрываются, но при этом успевают поставить новые ценовые рекорды (в падении цен, конечно), основательно подорвать доверие клиентов к некоторым маркам. Отдельная проблема - безграмотные монтажники, которые по совместительству маляры, штукатуры и каменщики. В таких условиях трудно говорить о стабильности и благоприятном развитии рынка в целом.

Как и на других рынках, появились подделки и копии. Например, покупателю паркета на основе термообработанных дуба, бука, имеющих свой особый шоколадный цвет на всю глубину за счет специальной термотехнологии, запросто продадут "то же самое" с обычной морилкой значительно дешевле. Поймет покупатель обман только после первых царапин.

Кроме того, мешает увеличивающееся давление со стороны госструктур. С каждым годом работать все труднее и труднее. Но мы стараемся оставаться в первых рядах, поэтому предлагаем рынку, по нашему мнению, исключительно качественную продукцию и отслеживаем последние мировые тенденции рынка напольных покрытий.

Как Вы оцениваете свое присутствие на российском рынке?

А. Г.: Я думаю, мы находимся в тройке лидеров по продаже ультрамодных покрытий. Но это лишь наше ощущение. Какова реальная картина, трудно сказать - свои продажи никто не афиширует.

По какому принципу Вы выбираете марки напольных покрытий для продажи в России?

А. Г.: Существует три основных условия: это должны быть покрытия, пользующиеся спросом; они должны устраивать нас по соотношению цена-качество; и они должны иметь "изюминку". Мы формируем наш ассортимент, исходя из мировых тенденций, и, прежде всего, заботимся о качестве продукции. Приведем несколько примеров.

Haro (Германия) - немецкое качество говорит само за себя. В Германии по продажам паркета вообще это марка № 1. Компания поставляет весь спектр материалов из древесины - от ламината эконом-класса до дизайнерской паркетной доски. Это качество в каждом квадратном метре паркета!

Befag (Венгрия) - паркетная доска высочайшего уровня. Можно сказать, что по качеству эти покрытия лучшие по соотношению цена/качество.

SolidFloor (Голландия) - весь ассортимент этой торговой марки разработан под руководством лучших дизайнерских домов Европы. Уже второй год подряд на выставке Domotex в Ганновере их стенд наиболее посещаем и обсуждаем. Без преувеличения - это паркет высокой моды.

Следует отметить, что мы не делаем упор на продажу дешевых массовых позиций. В нашем ассортименте примерно 60 % - это дорогой паркет, который стоит от 60 евро/м2 и выше. Поэтому, перед тем, как закупить первую партию того или иного напольного покрытия, проводится серьезная работа: оценивается не только продукция, но и сам завод-производитель. В результате, мы работаем только с теми фабриками, которые имеют соответствующее современное оборудование и высококвалифицированных, опытных специалистов.

Такое "знакомство" с производителем позволяет создать более полную картину: мы сразу видим мощности фабрики, определяем ее "узкие места". Это большой комплекс работ: мы смотрим, какой климат поддерживается в рабочих цехах, какая применяется упаковка, отслеживаем селекцию и геометрические размеры материала. После этого закупается пробная партия интересующего нас продукта и тестируется по многим позициям (описание по паркетной доске занимает три страницы печатного текста). От выезда на завод до поступления партии на склад может пройти около полугода.

Однако, помимо качества, продукция должна обладать также яркими отличительными свойствами. Здесь примером могут послужить такие марки, как Volunta, Solidfloor, Tiange.

Компания Volunta Parket производит напольные покрытия на основе термообработанных пород дерева. Всего несколько компаний в мире знакомы с этой технологией. Это тоже "дизайнерский" паркет - необычный пол для необычного интерьера. Упор делается на самые популярные варианты отделок, самые современные тенденции. Так, несколько лет назад, наметился возврат к декорам античности, состаренным полам. Сегодня на пике моды такие коллекции, как Parkett Manufaktur от Haro, Vintage от Solidfloor, дизайн которых - дань эпохе Средневековья. Их уже пытаются копировать, подражать, но именно они являются законодателями высокой паркетной моды.

Компания Tiange Solid Wood предлагает массивную доску в замковом соединении. Опять-таки, всего несколько производителей в мире занимаются выпуском массивной доски на замке. Особые свойства, особые дизайны и особые технологии всегда находят своего покупателя. И мы ориентируемся именно на таких заказчиков. В связи с этим хочется отметить, что важна также пунктуальность со стороны производителя. Ведь своим клиентам мы стараемся поставить товар день в день.

Вы продаете, в сущности, "полуфабрикат", то есть продукт, который должны смонтировать либо покупатель, либо субподрядчики. А как сегодня обстоят дела на российском рынке труда?

А. Г.: Несмотря на все наши усилия, укладка напольных покрытий остается большой проблемой. Об этом свидетельствует анализ ошибок, допущенных укладчиками. Рынок по укладке переполнен заказами, но наличие огромной армии "мастеров на все руки" делает нерентабельным труд действительно профессиональных укладчиков. Странно, что люди покупают паркет порой за 100-150 евро/м2, а монтаж доверяют непроверенным людям за 4-5 евро/м2, отсюда и много непрофессионально выполненной работы. Почему-то считается, что в арсенале инструментов монтажника должны быть только молоток с отбойником да пила. В наших бригадах список инструментов занимает два листа, а любая смета - самое подробное описание всех этапов работы, минимум 30 пунктов. Естественно, что при возникновении проблем любого рода, сторонние монтажники либо исчезают навеки, либо обвиняют материал, но это уже другой вопрос. При покупке паркета большинство все-таки стремится сэкономить на монтаже и, как показывает наша статистика, совершенно напрасно.

Какова Ваша региональная политика?

А. Г.: Да, наша компания имеет филиалы в Самаре и Екатеринбурге. В ближайшее время планируется открытие еще двух филиалов в городах-миллионниках. Региональные склады позволяют оперативно работать с городами-спутниками, которые окружают крупные центры. Также налажены отношения с городами, которые расположены на расстоянии 400-600 км от Москвы. Там работают региональные представительства или, что чаще всего, работает дилерская сеть. Осуществлять оперативные поставки - значит соответствовать потребностям рынка.

Какое, на Ваш взгляд, самое значительное событие, произошедшее на рынке напольных покрытий в России за последние несколько лет?

А. Г.: Вопреки здравой логике, за последние несколько лет резко увеличился спрос на цельную паркетную доску, - в десятки раз! Это та тенденция, которая не наблюдается в Европе. Странность заключается в том, что паркет из массивного дерева не приспособлен к российским условиям эксплуатации, - это достаточно капризный паркет, хотя и очень красивый. Может быть, это дань традициям, а может, результат близости основных сырьевых баз - Майкоп, Воронеж, Белоруссия.

Ваше мнение относительно создания профессиональной ассоциации в секторе напольных покрытий в РФ?

А. Г.: Смотря, какие цели и задачи. Если такая ассоциация будет способствовать принятию общих стандартов (ГОСТов), - хорошо. Но пока я не очень понимаю, как это будет функционировать. Старая система сломана, хоть и плохая, но она работала. А новую кто-то должен создавать, финансировать.

Ваш прогноз развития отрасли деревянных покрытий на ближайшие несколько лет?

А. Г.: Максимальный прирост по метражу - на рынке паркетной доски и ламината - на 20 % и даже больше.

Беседовала Наталья Уткина