Рынок промышленных полов в кризис

Рынок промышленных полов

Строительство в России в последние годы набирало активные обороты. И это касалось не только жилой недвижимости. Бум коснулся и возведения промышленных объектов и зданий коммерческого назначения. В целом, доля количества нежилых строений находится в диапазоне 6-7 % от общего числа строящихся зданий, а в метраже этот показатель составляет около 20 %.

Итоги этого года еще не подведены, но можно сделать ориентировочные расчеты. Поскольку в этом году было введено в эксплуатацию около 63,8 м2 жилья, а вместе с нежилыми площадями эта цифра составляет 76,5 млн м2, то можно рассчитать, что зданий нежилого назначения было построено около 32,5 млн м2, а зданий интересующих нас категорий (промышленное, сельскохозяйственное и коммерческое строительство) - 23,7 млн м2.

Напоминаем, что это цифры расчетные. При этом специалисты Abarus Market Research предприняли попытку рассчитать прогноз на следующий год. Ожидается, что падение жилищного строительства в текущем году составит около 16-18 %, и это будет не самый "упадочный" сегмент, т. к. объемы ввода жилья будут по мере сил поддерживаться государством как социально значимая отрасль. Более сильное падение ожидается в сегменте как раз промышленного и коммерческого строительства - практически в два раза. В целом падение объемов строительства составит около 25 %.

Создавшаяся ситуация изменит структуру сегментов в строительной отрасли. Если в течение последних лет с развитием экономики строительство нежилых зданий отвоевывало все большую долю, то теперь ситуация обратилась вспять - объем зданий жилого назначения в кризисной ситуации будет стремиться к своей привычной доле в 80 % от общего ввода объектов в стране, т. е. к уровню 2005-2006 гг.

Все вышесказанное несет в себе предположение о том, что будущий год будет крайне тяжелым для рынка промышленных полов. Тем не менее, кризис неодинаково скажется на разных сегментах. Основное сегментирование промышленных полов проводится по материалу и конструкции. Ценовую сегментацию провести сложнее, т. к. простая бетонная стяжка может выступать в качестве готового пола с финишной шлифовкой и покраской или без таковой. Однако в последнее время бетонные полы все чаще выступают "черновым" полом для последующего полимерного покрытия. Поэтому если пол закладывается "с нуля", то в цену любого полимерного покрытия необходимо включить и стоимость подготовки бетонного основания.

Чем толще слой полимера, тем, естественно, дороже пол. Однако разница в стоимости окупает себя, если требования к эксплуатации полов повышенные или специфические. Эпоксидные наливные полы в среднем стоят дешевле полиуретановых. Полы с декоративными элементами или дополнительными свойствами по прочности, водостойкости, антистатичности и т. п. также вырастают в цене, и иногда весьма значительно.

Развитие промышленных полов в России началось еще в советские времена - стратегически важные для страны заводы располагали качественными и современными наливными полами, которые сами по себе являлись достопримечательностью предприятия. В современной России временем активного распространения промышленных полов во всем их многообразии можно считать период последних 7-10 лет. Именно столько времени работают на этом рынке ведущие предприятия.

В кризисный период объем спроса на промышленные полы может упасть на 10-50 % в зависимости от сегмента. Меньшим спросом будут пользоваться дорогие материалы, отойдут на второй план декоративные свойства. При этом наиболее устойчивым будет спрос на бетонные полы, особенно в сегменте текущего ремонта. Также востребованными будут недорогие наливные полы, позволяющие улучшить свойства эксплуатируемых помещений без кардинального изменения их устройства.

Поскольку наиболее распространенными трансакциями на данном рынке чаще всего являются крупные контракты (из-за масштабов обрабатываемой территории), то в сложившихся условиях немаловажным фактором функционирования рынка является способность заинтересованных сторон найти удобные форматы взаимодействия, в первую очередь, по оплате контрактов. Опасной тенденцией может стать стремление к экономии на материалах или необходимой толщине покрытия.

Вера Никольская